*Каталог новостей

Кризис - время для рubliс relations

25.08.2009 - Работодателям

Странно читать в последнее время в отечественных деловых изданиях такие тексты, как этот: «В украинских компаниях начались массовые увольнения второстепенного персонала: секретарей, PR-менеджеров…». Если в ситуации кризиса PR-менеджер оказался «второстепенным специалистом», то руководитель компании должен признать, что все предыдущие годы он платил деньги специалисту по связям с общественностью напрасно. И использовал его «не по назначению». Известно, что микроскопом тоже можно забивать гвозди. Но прямое его назначение иное. 

Сегодня стратегия ведения бизнеса радикально изменилась даже по сравнению с тем, что было еще два десятилетия назад. Рыночно-ориентированная стратегия (заполнить всю рыночную нишу, максимально «выдавить» конкурентов) практически себя исчерпала: слишком велика конкуренция. На смену ей пришла клиенто-ориентированная стратегия, главной целью которой является не столько захватить нишу, сколько добиться устойчивых ассоциативных связей между продуктом и определённой аудиторией. Вот на что направлены сегодня усилия маркетологов, рекламистов, специалистов по связям с общественностью. А всемирный  финансовый кризис внес и свои уточнения.

Стандартно в компании «оповещение» о своей деятельности происходит двумя путями: посредством рекламы и посредством PR (public relations). Специалисты по рекламе и специалисты по связям с общественностью руководствуются своими правилами. Реклама работает «точечно»; PR-мероприятия состоят не из единичных, случайных ходов, а формируются как система взаимосогласованных акций, направленных на актуальных и потенциальных клиентов, партнеров, инвесторов. В конечном итоге и реклама, и PR, - как элементы единого комплекса продвижения товара - направлены на достижение общих целей маркетинга компании. Грамотный руководитель ведет к успеху свою компанию, подобно опытному полководцу, умело правящему боевой колесницей, в которую впряжены два мощных коня: реклама и public relations.

Вследствие общемировых тенденций, отразившихся и на украинской экономике, в этом году значительно пострадал рекламный бюджет практически всех компаний. По инерции «под раздачу» попали и специалисты по связям с общественностью. И в этом – серьезный промах руководотилей, сделавший данный шаг.

Российский PR рынок уже отреагировал на ситуацию. Как сообщил недавно в интервью корреспонденту российского интернет-издания РосБизнесКонсалтинг Юлии Деминой генеральный директор агентства маркетинговых коммуникаций Pro-Vision Communications Владимир Виноградов, «в период кризиса инструментарий PR позволяет на какое-то время, значительно сократив затраты на рекламу, сохранить позиции компании в информационном пространстве». Однако, по мнению Виноградова, массовое реформирование маркетинговых бюджетов начнется чуть позднее. «Сейчас все стараются не делать резких движений, — продолжает он. — Тем не менее среди наших клиентов уже четыре компании увеличили бюджеты на PR за счет сокращения затрат на рекламу, другие заявили о том, что не планируют уменьшать объем PR в 2009 году». А управляющий пертнер агентства Publicity PR Яна Ханова прогнозирует рост российского PR-рынка в 2009 году на 25%.

Во время кризиса важная роль принадлежит также внутренним коммуникациям. Незаменимую роль играют короративные издания. Корпоративное издание является «связующим звеном» всех отделений компании. Через него руководство доносит важные идеи. Через корпоративное издание задается общий «тонус» компании.

Не стоит пренебрегать и корпоративной рассылкой. Ее задача – формирование правильного имиджа компании в глазах сотрудников и повышения их лояльности. Поэтому в рассылку должны попадать только такие сообщения, которые важны и интересны большинству, которые способствуют повышению боевого духа команды.

Воистину: кризис – звездный час для специалистов public relations.